Алексей Архиповский виртуоз балалайки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.arkhipovskiy.com/

Алексей Архиповский Официальный сайт

 

Алексей Архиповский - Золушка

Alex ARCHIPOVSKY -Balalaika - Jean Francois Zygel [FR2]  2010 г

Алексей Архиповский: Мастер. Класс!

Архиповский - лучший исполнитель русской музыки . Концерт 56 минут

МАМАКАБО - Москва - 2008. Tommy Emmanuel и Алексей Архиповский

Алексей Архиповский. Музыка к мультфильму "Человече"  

Алексей Архиповский в РАМ им.Гнесиных 24.02.2013 - Попурри

Алексей Архиповский - интервью. Запись 10 февраля 2015 г.

Настя Тюрина (8 лет) исполняет "Золушку" А.Архиповского


http://www.ki-gazeta.ru/news/society/govoryashchaya_balalayka_alekseya_arkhipovskogo/

«Говорящая» балалайка Алексея Архиповского


«Водка, медведи, Сибирь, икра, балет, спутник, балалайка - эти неотделимые от России стереотипы ломает выросший в Туапсе виртуоз Алексей Архиповский: «смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном трехструнном русском народном инструменте». 


Внесенный в Книгу рекордов России как «лучший в мире балалаечник», он на концертах (один из них музыкант этой осенью дал в столице Кубани) забрасывает ее за спину, заставляет «разговаривать» и иронически «отвечает» ей, царя над сценой без оркестра и единого слова.»



  - В девять лет, если я не путаю, Алеша поступал на отделение фортепиано, но там не оказалось свободных мест, и директор предложила его родителям на год отдать сына на отделение народных инструментов,  - рассказывает первый педагог Архиповского в Туапсинской музыкальной школе Евгения Кулешова. - Алексей как-то удивительно легко втянулся, увлекся - и заиграл: нашим любимым упражнением было сыграть заданный образ - летнее утро, море в шторм, весенний дождь и пр., конечно, не все получалось сразу, и тогда я говорила ему: «Нет, не так, не так!».


  Евгения Николаевна вспоминает, что отец музыканта Виталий Архиповский был баянистом и аккордеонистом-любителем: он играл еще ребенком - в Великую Отечественную, а само увлечение гармошкой унаследовал от своего отца.

  И пытался научить сына азам обращения с аккордеоном, да тот оказался слишком тяжел и громоздок для субтильного Алексея. Зато технику балалайки Архиповский-младший освоил быстро: исполнял и «Пляску смерти» К. Сен-Санса, и В. А. Моцарта, и И. С. Баха - и импровизировал, удивляя наставника. 


  - Меня Алексей переиграл уже в третьем классе, а в пятом играл сочинения, которые студенты музыкальных училищ сдают на экзаменах на третьем-четвертом курсах. А потом Алеша все-таки попал на отделение фортепиано: его перевели туда на углубленные уроки сольфеджио, - продолжает Евгения Кулешова. - Он постоянно ездил в Краснодар: на наших городских конкурсах собрал все призы уже классе во втором и каждый месяц участвовал в краевых конкурсах...

  Когда Архиповский заканчивал обучение, то играл сольный концерт в двух отделениях с оркестром, афишами которого был заклеен весь Туапсе, - так появилась традиция школы: большие программы лучших выпускников. 


Добавить колорита «Евровидению»


- Я не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы не Евгения Николаевна: это она увлекла меня возможностями инструмента, дала азы мастерства и заставила задуматься над тем, что на балалайке - русском народном инструменте, у которого, как принято считать, очень ограниченные возможности, - можно делать все что угодно, - говорит Алексей Архиповский. - Вторым педагогом, много сделавшим для моего становления уже после Гнесинки, был дирижер смоленского оркестра Виктор Павлович Дубровский - ученик Геннадия Рождественского и Сергея Светланова. 


Именно в оркестре Дубровского Алексея Архиповского заметила Людмила Зыкина, пригласившая его в 1998 году в большой гастрольный тур ансамбля «Россия» по Волге и на гастроли в США.


  По другую сторону океана Алексею Витальевичу выпал шанс.

В программе концерта после его сольного номера образовалась пауза - и артист играл не традиционные пять минут, а около получаса, погрузившись в импровизацию: русские народные мотивы «вылились» в джазовые стандарты и песни из фильмов Скорсезе и Копполы, зал ревел от восторга, а музыкант сделал первый шаг к сольной карьере. 


  - Почему-то о балалайке вспоминают, когда речь заходит о русском колорите: так было и с проходившим в Москве в 2009 году конкурсом «Евровидение».

  Руководитель Первого канала Константин Эрнст якобы услышал меня по радио и предложил продюсеру шоу Юрию Аксюте: в итоге они сочли, что мой номер сделает открытие «Евровидения» более аутентичным и одновременно современным, лишенным туристической фольклорности, - вспоминает Алексей Витальевич. - На самом деле я предпочитаю выступать в компании артистов несколько иного склада: вокалистов Андрея Козловского и Ирины Богушевской, джазмена Михаила Чекасина, гитариста Энвера Измайлова. 


Страдивари о трех струнах


…Летом 1883 года петербургский дворянин и музыкант-любитель Василий Андреев увидел в руках своего дворового Антипа Васильева балалайку и заинтересовался ею, чтобы позже вместе с известными мастерами Ф. Пасербским и С. Налимовым построить инструменты той конструкции, что знакома сегодня каждому (прежде трехструнная насчитывала около четырнадцати строев, по разным областям России). Алексей Архиповский взял на вооружение идею Андреева о тембральном контрасте одной металлической и двух жильных (нейлоновых) струн на ладу балалайки. 


  - Вообще, балалайка - единственный инструмент, где при ограниченном количестве струн даже тот факт, что они сделаны из разных материалов, создает мириады возможностей, - объясняет Алексей Витальевич. - Не говоря уже о том, что народные приемы игры вперемешку с гитарными техниками дают оригинальное звучание.


  Вероятно, я был одним из первых «революционеров», «электрифицировавших» этот русский народный инструмент: у меня звук поступает по проводам со звукоснимателя, непосредственно подключенного к балалайке.


  В коллекции Алексея Архиповского - около десятка балалаек: «У каждой - своя судьба, карма, голос. Играя с разными людьми, они напитываются их эмоциями и приобретают опыт и глубокий звук».


  Концертировать Алексей Витальевич предпочитает со старыми инструментами («Новоделов по душе, наверное, не нашел»), двумя экземплярами: балалайкой 1928 года «постройки» мастера Иосифа Игнатьевича Галиниса и инструментом 1902 года рождения работы того самого «русского Страдивари струнных» Семена Ивановича Налимова, что когда-то проектировал первые балалайки Андреева… 


Анастасия Куропатченко

Дата: 20.11.2014